В современной практике подготовки психологов большая часть внимания уделяется развитию их интеллекта и обеспечению обучающихся необходимым уровнем знаний. При этом развитие личностных качеств, необходимых для оказания психологической помощи, не является приоритетной задачей образовательного процесса. В связи с этим психологам важно самостоятельно формировать и совершенствовать профессионально важные качества личности, в том числе проходя курсы повышения квалификации.
Что такое эмпатия?
Эмпатия — это способность человека к децентрации, позволяющая сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого. Она аккумулирует в себе умение человека переживать такие же чувства, как и другая личность, точно распознать его эмоциональное состояние на основе мимических реакций, поступков, жестов, то есть посредством проникновения в его субъективный мир.
Эмпатия — одно из профессионально значимых личностных качеств, которыми должен обладать психолог, поскольку она позволяет специалисту понимать клиента и глубину испытываемых им переживаний. Это умение способствует развитию самопринятия клиента, преодолению чувства отчужденности, неполноценности, повышению уверенности в себе и своих силах.
В профессиональном контексте особенно важен процессуальный смысл эмпатии: она является процессом вхождения в субъективный мир человека, продвижения в нем, чувствительностью к постоянно изменяющемуся субъективному миру и смыслам. Процессуальность эмпатии позволяет говорить о ее произвольности и профессионализации, возможности развития в процессе профессионального обучения.
Как определить уровень эмпатии?
При направленном воздействии уровень эмпатии психологов постепенно меняется. Для его определения и оценки результативности применения различных методик используется многофакторный опросник эмпатии, включающий следующие показатели:
-
умение поставить себя на место другого человека, воспринять иную точку зрения и опыт других людей;
-
умение сопереживать партнеру, переносить себя в действия и чувства другого человека, воспроизводя его состояние через собственные переживания;
-
способность чувствовать симпатию, теплоту, жалость, сочувствие, желание помочь другим людям;
-
способность к самонаблюдению, рефлексии, выявлению собственных эмоциональных реакций, возникающих при наблюдении за состояниями других, умение фиксировать чувство дискомфорта в ответ на страдания других.
Практикующим психологам важно уделять повышенное внимание развитию эмпатийного отношения к другим, сопереживания и эмпатической заботы. Это позволит снизить уровень личного дистресса и повысить качество оказания психологической помощи.