На сегодняшний день лекарства против болезни Альцгеймера нет. Найти его мечтают практически все медики и исследователи. И Билл Гейтс собирается им в этом помочь, сообщает CNN. Он выделяет 50 миллионов долларов из собственных средств фонду Dementia Discovery Fund и еще столько же стартапам, занимающимся заболеванием. Это первый шаг Гейтса в сторону поддержки неинфекционных заболеваний. Ранее его поле интересов касалось только заразных заболеваний вроде ВИЧ, малярии и полиомиелита.
Болезнь Альцгеймера — это самая распространенная форма деменции. К примеру, в США этот диагноз ставят каждые 66 секунд. С момента открытия заболевания прошло более века. Впервые о болезни заговорил в 1906 году немецкий врач Алоис Альцгеймер. Он обнаружил аномальные отложения в головном мозге. Но только через 80 лет специалисты поняли, что формирует отложения. В центре внимания с тех самых пор находятся белки — амилоидный и тау — маркеры заболевания.
В норме эти два белка можно найти в здоровых клетках мозга. Но в мозге пациента с болезнью Альцгеймера амилоидные белки начинают слипаться и блокировать пути передачи сообщений между клетками. В конечном счете, тау-белки парализуют работу нейронов, формируя клубки.
Поиски лекарств ведутся — с 2002 года было более 400 испытаний препаратов, но пока безрезультатно. Сейчас используются только средства, помогающие уменьшить проявление симптомов — потерю памяти, спутанности сознания. Однако есть и прорывы на поприще исследования заболевания. За последние пять лет медики научились реально видеть отложения опасных белков у людей с помощью сканирования мозга.
По словам специалистов, проблемы с терапией, видимо, упираются в то, что экспериментальные лекарства начинали вводить слишком поздно (когда уже есть симптомы). Основная задача — выявить отклонение максимально рано. На данный момент одним из перспективных направлений считается исследование роли глиальных клеток, которые активируют иммунную систему мозга, и то, как энергетический срок жизни клетки может способствовать развитию болезни. «Есть ощущение, что в ближайшие десять лет мы сможем достичь большого прогресса», — говорит Гейтс.