Приходит время, и родители устают убирать разбросанные по квартире игрушки, вещи, огрызки еды, фантики и прочие вещи ребенка. Бывает так, что мама и папа говорят: «надо убрать», а в ответ слышат: «не хочу». Или малыш соглашается и потом бросает. Получается, ничего не помогает: ни угрозы отдать игрушки другим детям, ни страх быть наказанным. Такой сценарий взаимоотношений может длиться долгое время.
Данная статья написана при поддержке редакции сайта Идеальная хозяйка!
Важно развить организационную деятельность.
В развитии малыша есть три составляющие:
— организационные;
— интеллектуальные;
— познавательные.
Интеллектуальная, познавательная составляющие состоят в получении знаний с момента самого рождения, развития IQ.
Организационная составляющая — это выработка способности организовать свою работу. (Планирование, целеустремленность, внимательность, др.). Обычно сложно убирать и поддерживать порядок ребятам с низко развитой организационной стадией. Когда они не умеют сосредоточиться на одном конкретном задании, имеют рассеянное внимание. Ребенок не начнет убираться только потому, что он стал большим, и ему исполнилось три или четыре года. Ошибкой родителей является считать, что в этом возрасте они уже убирали за собой и требуют от малыша того же. Однако требовать бесполезно. Нужно начать с обучения.
Наводить порядок нужно совместно с малышом.
Этот этап, на котором родители сначала делают уборку вместо ребенка. В возрасте от года до двух лет очень важно его участие в этой уборке. Естественно, что самостоятельно годовалый малыш вряд ли поймет, что носки необходимо класть в нижний ящик комода, погремушку положить в коробочку. Но он это увидит и повторит движения за родителями. Обучаясь, ребенок делает маленькую часть одного общего дела.
Установление четких правил в развитии организационных способностей.
Если некоторое время назад малыш спокойно мог убрать вещи, вместе с мамой складывал игрушки на полку, а сейчас выражает протест — это считается нормальным поведением. И не является проявлением лени. Обычно начинается в возрасте четырех или пяти лет. Ребенок развивается, ему хочется узнавать как все устроено в этом мире. Становится увлекательным знать, какая будет реакция родителей на его слова. Такие взаимоотношения становятся интереснее, чем составлять машинки в ряд. Часто бывает, что родители теряются из-за такого поведения ребенка, и чтобы он не плакал, сами убирают разбросанные вещи за ребенка. Либо под страхом потерять контроль над подведением малыша пытаются вернуть право главенства и угрожают наказанием. На такую реакцию он будет реагировать страхом. В этой ситуации родители должны проявить терпение, и не убирать игрушки самостоятельно.
Уроки самостоятельной организационной деятельности.
Когда наступает возраст шесть, семь лет приходит время, и в характере ребенка проявляется ответственность и самостоятельность за свои действия. И это касается не только соблюдения чистоты в комнате, но и самостоятельности в выполнении домашнего задания, подготовки портфеля к школе. Отличной идеей может быть разработанный родителями план или схема наведения порядка, в которой будет пошагово описано, что за чем убирать и куда ставить. Можно сфотографировать детскую и показать со стороны как выглядит беспорядок. Но действовать по алгоритму сначала ребенок не сможет, так как не умеет. Поэтому его нужно этому научить. То есть, уборка по плану тоже должна проходить совместно первое время.
Таким образом, обучать малыша порядку нужно с годовалого возраста, сначала показывать пример, затем совместно наводить чистоту, и вскоре он сам будет убирать свои вещи. Так ребенок получит организационные навыки, которыми будет пользоваться и во взрослой жизни.
Статья подготовлена при поддержке редакции сайта Идеальная хозяйка!