Минувшие выходные запомнились нам многими событиями, но, пожалуй, самым ярким из них стала мировая премьера балета Кирилла Серебренникова «Нуреев», состоявшаяся вечером 9 декабря на Исторической сцене Большого театра.
Не робкая формулировка «При поддержке и содействии Романа Абрамовича и Андрея Костина», появившаяся на сайте Большого в преддверии события, дала надежду: в этот раз премьера спектакля о жизни и судьбе лендарного танцовщика Рудольфа Нуреева (Нуриева) все-таки состоится, а не как в прошлый раз (хотя слухи о том, что что-то может снова пойти не так, ходили до последнего).
Премьера балета «Нуреев»
Роман Абрамович на премьере балета «Нуреев»
Роман Аркадьевич почтил премьеру личным присутствием, равно как и другие медийные и сверхмедийные лица. Михалковы, Куснировичи, Ремчуковы, Дмитрий Песков и Татьяна Навка, Александр Жуков, Валентина Матвиенко, Ксения Собчак, Алла Вербер, Зельфира Трегулова, Константин Эрнст, Иван Ургант, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд, Рената Литвинова, Светлана Бондарчук, Алена Долецкая — озвучивать длинный список можно до бесконечности. А вот кого на премьере не было, так это режиссера, сценографа и автора либретто — Кирилла Серебренникова, которому в Пушкинский день 19 октября Басманный суд Москвы продлил домашний арест вплоть до дня Крещения Господня 19 января. «Маленькие трагедии» по Пушкину в остутствие режиссера в «Гоголь центре» уже вышли, теперь боевое крещение получил заочно и его «Нуреев».
Премьера запрещенного «Нуреева» в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены… Все кричат «браво». Ставят хэштеги и чекинятся. Юрий Посохов (хореограф-постановщик — Ред.), артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью… А в балете я так и не поняла — что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити?
задала, скорее, риторические вопросы «кандидат против всех», но только не против Серебренникова Ксения Собчак.
Ксения Собчак глазами зрителей премьерного показа «Нуреева»
Композитор постановки Илья Демуцкий
Первый раз плакала на балете. Какой крутой спектакль! Спасибо, что пригласили. Никогда не видела такого мощного действа! Спасибо всем, кто создал этот спектакль. Спасибо Актерам, именно Актерам, ибо роли сыграны круто и мощно, не просто балет… Все глубоко и больно!!! Поздравляю!!! Юрий Посохов! Илья Демуцкий! Аня Шалашова! Браво!
— оставила отзыв Юлия Пересильд, которую Роман Абрамович опекал на премьере лично.
Посчастливилось попасть на этот чудесный спектакль «Нуреев». Давно не получала такого наслаждения от балета. Рекомендую! Это стоит посмотреть… Больше того, скажу: это должен видеть весь мир,
— отметила Татьяна Навка.
Дмитрий Песков и Татьяна Навка спешат в Большой на премьеру «Нуреева», 9 декабря 2017-го
2000 человек аплодируют и кричат «браво». Я много раз был в Большом в зрительном зале, первый раз с папой и мамой в 9 лет на «Щелкунчике», когда танцевала Людмила Семеняка (теперь она педагог-репетитор примы-балерины Светланы Захаровой, с которой мы вот сейчас, отыграв спектакль «Нуреев», выходим на сцену). Я много раз видел эту мизансцену из зрительного зала, но никогда и помыслить не мог, что смогу ощутить эту мощь зрительского восторга, стоя на этой великой сцене, сыграв одну из главных ролей в балете! Кирилл, ты сотворил это чудо! Юра Посохов, Илья Демуцкий и Кирилл Серебренников, вы подарили это чудо зрителям и актерам!
— написал Игорь Верник, исполняющий вместе с Владимиром Кошевым попеременно единственную драматическую роль в балете.
Игорь Верник
Полина Киценко
Екатерина Шипулина
Зря многие называют балет «Нуреев» (почему, кстати, не Нуриев) «скандальным». Или «запрещенным». Ведь, как назовешь, так и пойдет… А в этом случае будет жаль, очень жаль. Спектакль Кирилла Серебренникова — масштабный и лирический, эмоциональный и содержательный, печальный и жизнеутверждающий, красивый и аскетичный, современный и классический. Настоящий спектакль Большого театра. Вернее, каковым спектакль Большого должен быть. Судьба великого танцовщика, рассказанная пластически. Драматургия, построенная через посмертный аукцион нуреевских вещей (браво Игорь Верник!). Блистательная музыка Демуцкого, органично вобравшая в себя Чайковского, Малера, Стравинского. Хореография Посохова, изобретательно, но не радикально трансформировавшая классический танец в современный. Свет, костюмы, сценография — безупречны. О Захаровой, Лантратове, Кошевом и других исполнителях ничего кроме слова «великолепны» в голову не приходит. Этот спектакль, несомненно, будет много путешествовать по миру, по лучшим театральным сценам, представляя свой театр и страну в целом как пространство подлинного искусства. Печально, что эта несомненная победа навсегда омрачена тем, что случилось с ее автором. Кирилла Серебренникова на премьере его детища не было. Он находится под домашним арестом,
— оставил отзыв Александр Роднянский.
Артисты балета «Нуреев»
Сказал свое слово и Алексей Боков:
Балет «Нуреев». Самая ожидаемая премьера года оправдала все ожидания! Это действительно масштабнейшее событие в мире искусства. Влад Лантратов своим ярчайшим талантом и исполнением прямо-таки перенес нас к Рудольфу на машине времени. Эпическая партия, вошел в историю как первый исполнитель! Как сказала балерина Алла Осипенко в письме к Рудику: «Страна, которая не ценит своих героев — это, конечно, очень обидно». Такие творцы, как Серебренников, — это достояние и слава России, поэтому от «Нуреева» переполняют эмоции восторга, а от того, что происходит в это время с Кириллом, переполняет грусть и отторжение ко всем, кто к этому причастен… После балета Посохов и вся команда вышли в майках #мойдругКириллСеребренников. В спектакле на декорациях проецировалась подпись Кирилла…
Спасибо вам огромное! Спасибо Большому театру — за то, что, несмотря на все трудности, показал «Нуреева»! Спасибо Алексею Малиновскому и, конечно, Роману Абрамовичу и Андрею Костину, которые лично поддержали проект.
Алена Долецкая:
Алена Долецкая
Еду с «Нуреева» в состоянии бессилия и когнитивного диссонанса. Аплодировали стоя минут двадцать безупречным танцовщикам, актерам, певцам, хореографу и композитору. И, главное — режиссёру Кириллу Серебренникову, который почему-то не на свободе.
Михаил Зыгарь:
Сегодня целый день у меня в голове играет песня из балета «Нуреев». «Дни стояли сизые, косые. Непогода улицы мела. Родилась я осенью в России, И меня Россия приняла. Родины себе не выбирают, Начиная видеть и дышать. Родину навеки получают, Непреложно как отца и мать»… Илья Демуцкий написал совершенно гениальный гимн беспощадной родины. Я даже начал гуглить — сначала думал, это какие-то современные слова, очевидный стеб. Но судя по всему, автор либретто Кирилл Серебренников нашел аутентичный текст. Это слова лауреата Сталинской премии Маргариты Алигер, ставшей потом жертвой борьбы с еврейским национализмом. Пробирает до костей — так же, как и Агния Барто в «Машине Мюллере». После вчерашнего поста про «Нуреев» меня все начали поправлять, мол, занавес в Большом театре вовсе не советский, а российский, современный. Я нарочно так написал. Мне кажется, дата производства вовсе не влияет на эстетику. В фойе Большого театра сейчас устроена выставка, посвященная театру в 1917 году и сразу после (да, это преследует меня везде). Там фотографии совершенно безумных декораций, занавесов, декораций, костюмов (например, к несущественному спектаклю «Маска красной смерти»). А рядом — фото совершенно тоталитарного занавеса 30-х, украшенного буквами СCСР. И как заметил Карен Шаинян, от сегодняшнего он отличается только тем, что вместо СССР написано Россия.
Кстати, как раз посреди этой выставки я почти столкнулся с директором Большого театра Владимиром Уриным, который сначала запретил «Нуреева», а потом отважно разрешил его. Вчера он, конечно, не выставку не осматривал, а провожал в царскую ложу Дмитрия Пескова и Татьяну Навку. Это, конечно, не Советский Союз, а так, советский союзик, пародия на былого монстра. Художников по-прежнему сажают, но уже не запрещают. Ну, то есть, запрещают, но потом разрешают. Хотя и не выпускают. То есть, они не определились еще. С одной стороны, в первом акте был танец трансвеститов. Бездуховненько. С другой — пресс-секретарь президента посмотрел и не ушел в антракте, а наоборот, из партера в ложу пересел.
Светлана Бондарчук, Рената Литвинова, Надежда Оболенцева, Дина Хабирова, Наталия Дубовицкая, Сергей Табунов в числе зрителей «Нуреева»
Константин Ремчуков и Иван Ургант
Софико Шеварднадзе:
Хотела переспать с этим. Вчера не было понимания, что мной движет эмоционально, сам балет или судьба Нуриева и Кирила в одном временном и физическом пространстве… Так вот, это — выдающийся балет. И он выдающийся главным образом потому, что это очень точное и тонкое совпадение музыки, танца и театра. Сила этого произведения именно в этом безупречном симбиозе, а не в отдельно взятом его аспекте. И это не только мировая, но и историческая премьера на исторической сцене. Такой внутренней свободы со столь четкими хореографическими границами, она еще не видела … Думаю, Нуриев был бы счастлив.
Рецензию на балет «Нуреев» читайте здесь.