Responsible Beauty (Ответственная Красота) – это не просто тренд, сегодня это бизнес-стратегия для социально ответственных производителей в сфере косметической индустрии. Суть ее в том, чтобы не навредить на экономическом, гуманитарном и экологическом уровнях в цепочке от закупки сырья до продажи продукта. Почему это стало так важно сегодня, и причем здесь потребители, которые выбирают крем для лица или лосьон для кожи?
Ответственность компаний
Greenpeace ежегодно публикует отчеты Still Cooking the Climate, в которых обращает внимание на экологическую проблему исчезновения лесов в Индонезии. Причины этой экологической катастрофы – бесконтрольная вырубка лесов для заготовки древесины и пожары из-за выжигания земли под плантации для производства пальмового масла. В итоге уничтожается среда обитания многих видов животных, происходят необратимые климатические изменения. Кто виноват?
По мнению экспертов Greenpeace, ответственны не только исполнители, но и заказчики – а это сотни компаний, в том числе крупные транснациональные корпорации, которые покупают пальмовое масло. Чтобы удовлетворить спрос западных потребителей, поставщики активно занимаются сжиганием лесов и осушением торфяных земель в Индонезии под плантации.
Иллюстрации отчета Still Cooking the Climate (страницы 19, 21)
Социально и экологически ответственные компании пытаются участвовать в решении подобных проблем. Одни бояться потерять покупателя, который все больше придерживается принципа Ответственной Красоты при выборе косметических средств, другие уже давно сами руководствуются принципами справедливой торговли и хотели бы повлиять на ситуацию (для таких компаний правило «не навреди» является философией бренда). Так или иначе более 400 брендов обязались отказаться от использования пальмового масла в своей продукции к 2020 году. Приняли политику «no deforestation» («нет обезлесиванию») такие компании как L’Oréal, Kellogg, P&G, Danone, Mars and Colgate Palmolive и другие.
Некоторые компании участвуют также в инициативах NRSC (Natural Resources Stewardship Circle). Эта организация объединяет лидеров косметической и парфюмерной индустрии, участвующих в разработке и применении плана устойчивого развития. Компании исследует и внедряют сбалансированные модели использования природных ресурсов косметической индустрией, корректируют свои бизнес-цепочки от этапа поставки сырья до производства и продажи готового продукта согласно принципу Ответственной Красоты.
Если рассматривать на конкретных примерах, то у Clarins – многолетний опыт в сфере справедливой торговли и экологических инициатив. Еще в 80-х годах они запустили кампанию по развитию сельских районов и сохранению природной среды Бразилии.
Проект Dhamma Rakhsa по сохранению и восстановлению лесов в Тайланде.
Можно выделить несколько общих признаков, характеризующих косметические компании Ответственной Красоты:
1. Сажают и выращивают растительные культуры в странах, где добывают сырье. Следят за экологической обстановкой в регионе, где проводят работы.
2. Платят справедливую рыночную цену заготовителям и поставщикам, создают рабочие места для жителей регионов, где закупают сырье.
3. Помогают местным жителям в решении проблем: от питания и водоснабжения до открытия школ, получения образования.
4. Участвуют в долгосрочных благотворительных программах, поддерживают социально значимые проекты.
Ответственная Красота и косметика класса «люкс». Какая связь?
Компании, которые придерживаются принципа Ответственной Красоты, следят за качеством продукции. Они используют натуральные ингредиенты, не используют парабены и формальдегиды в кремах, исключают другие вредные вещества при производстве косметики. Как правило, это компании, выпускающие средства класса «люкс».
В качестве примера – 5 производителей премиальной косметики, которые реализуют программы ответственного развития (расположены в алфавитном порядке).
1. Clarins. Реализуют программу «Ответственная красота», один из отчетов можно посмотреть здесь. C 1991 отказались от использования сырья животного происхождения, участвовали в посадке 12 000 деревьев в Буркина-Фасо и 10 000 деревьев катафрая на Мадагаскаре. В рамках программы социальной ответственности построили на Мадагаскаре системы водоснабжения и школы для местных жителей. Clarins – активный участник программы по защите 104 000 гектаров северных лесов в Монголии.
Разрабатывают и внедряют технологии для сохранения и улучшения экосреды, ведут справедливую торговлю, активно изучают растительный мир, открывают неизвестные ранее полезные свойства растений. Используют в косметических средствах натуральные ингредиенты. Часть суммы от каждого проданного средства Clarins идет в благотворительные фонды, на поддержку организаций, помогающим детям, спонсируют различные социально значимые проекты.
2. L’Occitan. Заявляют, что придерживаются ресурсосберегающего земледелия, поддерживают биоразнообразие. Большая часть упаковки изготовлена из переработанных материалов, стремятся свести к минимуму выброс парниковых газов, все чаще используют натуральные компоненты в косметических средствах (92% продуктов, разработанных в 2016 г., имеют в составе не менее 90% натуральных ингредиентов). С 2000 года компания участвует в проектах по борьбе с детской слепотой, заключен договор с UNICEF (Международный чрезвычайный детский фонд ООН). Для сети по производству масла карите (Буркина-Фасо) подали заявку на аттестацию ECOCERT «Справедливая торговля».
3. L’Oréal. Реализуют комплексную программу устойчивого развития «SHARING BEAUTY WITH ALL», отчет о результатах группы можно посмотреть на официальном сайте. Одна из целей L’Oréal – сократить выбросы CO2 заводами и распределительными центрами к 2020 году на 60% в абсолютном значении по сравнению с 2005 г. Результаты 2017 года: на 73% сократили выбросы CO2 от установок и распределительных центров (по сравнению с 2005 годом).
4. Lumene. Финская компания, специалисты которой исследуют целебные и питательные свойства северных природных ресурсов (Арктика), натуральные ингредиенты используют в производстве косметических продуктов (все средства по уходу за кожей содержат более 80% натуральных ингредиентов). Философия бренда – бережное отношение к природе, не тестируют на животных.
5. Nohèm. Выбирают природные компоненты для косметических продуктов, при изготовлении упаковки используют поддающиеся переработке материалы, придерживаются принципа справедливой торговли. Фонд Amisse финансирует проекты по социальному, экономическому развитию женщин стран третьего мира.
Растиражированные в СМИ и социальных сетях принципы осознанного потребления сформировали покупателей нового типа. Ответственные потребители готовы платить за более дорогую косметику класса «люкс», «голосуя рублем» за то, что соответствует принципам этической торговли, они игнорируют продукцию безответственных производителей.
При выборе косметического средства они обращают внимание не только на состав и заявленную эффективность средств, но и на позицию бренда в сфере экологии и в плане справедливой торговли. Они задают вопросы этического характера:
1. Компания, продукцию которой я покупаю, участвует в решении экологических и гуманитарных проблем, курирует социально значимые проекты?
2. Сырье для данного продукта добывают и заготавливают люди за достойную плату и работают в нормальных человеческих условиях?
3. В составе продуктов нет ингредиентов, добыча которых вредит окружающей среде или веществ, которые наносят вред здоровью человека?
Если в отчетах компаний – утвердительные ответы на эти и подобные вопросы, тогда можно добавлять бренд в свой личный список. Так ответственные потребители влияют на рынок в целом, вынуждая производителей конкурировать и бороться за внимание аудитории. Это способствует повышению ответственности компаний и популяризации принципа Ответственной Красоты.