«Тревожный ребенок», «стресс у ребенка», «трудный ребенок» – фразы, очень часто встречающиеся в беседах родителей. Иногда складывается впечатление, что все поколение детей, начиная чуть ли не с года, входят в некую группу риска, подверженную стрессам. С трех лет же начинается настоящий кризис. «Кризис трехлетнего возраста» знаком сегодня каждой молодой маме. Подрастая, ребенок становится уже «трудным».
Что вызывает беспокойство родителей?
— раздражительность, порывы того, что называют «злостью», истерики. Ребенок делает все «на зло», разбросает, ломает игрушки, часто любимые или наиболее для него ценные – купленный, наконец, папой робот-игрушка на радиоуправлении или подаренный на день рождения бабушкой огромный белый медведь и, главное, все эти поступки совершает демонстративно;
— избегает контакта;
— неуверенность в себе, граничащая со страхом, привычка часто извинятся;
— отказ от любых действий без подтверждения их правильности, потеря инициативы;
— привычка крутить постоянно что-то в руках, теребить волосы и одежду, грызть ногти.
Современные родители буквально купаются в море многочисленных советов по воспитанию ребенка, покупают развивающие игрушки и наблюдающие радионяни, чтобы всегда быть в курсе каждого дыхания своего чада, изучают тонны литературы и гигабайты информации, касающиеся психологии взаимоотношений в семье. В последнее время изучение психологии – мода, принимающая характер тенденции. Поэтому, заметив неоднозначное поведение ребенка, делается вывод: ребенок «тревожный» или «трудный». Начинается поиск решения проблемы – зачастую в кабинете детского психолога или психотерапевта. Правильно ли это – попробуем разобраться.
Тревожный ребенок – имеющий нарушения в эмоциональной сфере. Но не стоит путать с нарушениями психики! Если с момента рождения у ребенка не было нарушений в развитии, причина кроется во внешних факторах и в его воспитании. Обращение к психологу – палка о двух концах. Психолог может помочь, подсказать упущенные моменты, в особенности, если в жизни ребенка было сильное эмоциональное потрясение. Но есть другая сторона вопроса. Повышенное внимание к чертам характера, поступкам могут спровоцировать уход в себя, критическое к себе отношение. Ставиться под вопрос самооценка, и так, по всей видимости, заниженная. Осознание ребенком того, что он «неправильный» может оказаться губительной для развивающейся личности. Перед тем как отправиться к психологу, стоит хорошенько взвесить все «за» и «против».
Трудный ребенок – понятие исключительно надуманное. Вердикт «трудный ребенок» снимает всю ответственность с родителей за огрехи воспитания, за неумение найти правильный подход к собственному ребенку и делается подсознательно: «Но что мы можем сделать? Ведь это же трудный ребенок!».Трудный ребенок…С таким же правом через пару лет «трудное» дитя может заявить, что у него «трудные» родители. Хотя, что такое воспитание ребенка? Прежде всего, это взаимодействие, это ежеминутный диалог с ним, диалог с одной целью: понять его. Это диалог, в противовес монологу родителей, всегда и во всем уверенных в своей правоте. Если ребенок физически здоров и нет причин беспокоиться о его нервной системе, все трудности являются только лишь следствием воспитания.
Быть может, проще обратить внимание на себя, на свои действия и превратить однобокий процесс воспитания в настоящий диалог, чем скорее, тем лучше. Ведь его придется поддерживать всю жизнь. А любовь, забота и искренне внимание – лучший лекарь и лучший советчик.