В разгар Берлинале HELLO! поговорил с Изабель Юппер, которая представляла на киносмотре эротический триллер «Ева». Представляем интервью актрисы кинообозревателю издания Веронике Чугункиной.
При упоминании Изабель Юппер сразу представляешь себе классическую femme fatale: французскую женщину с загадкой во взгляде и легкой небрежностью в образе. Как раз такую героиню играет актриса в новом фильме «Ева». В картине Изабель предстает в роли таинственной куртизанки, которой одержим драматург Бертран (Гаспар Ульель), движимый то ли страстью, то ли поиском героини для новой пьесы.
Гаспар Ульель и Изабель Юппер (костюм, Roberto Cavalli) на премьере картины «Ева» в Берлине, февраль, 2018 год
Сама актриса уже в начале нашего интервью говорит, что не считает Еву роковой женщиной: «Она не играет в кокетку и даже не соблазняет мужчин. Ей они абсолютно безразличны». На часах 10 утра, мы сидим в отеле Adlon в центре Берлина и обсуждаем совсем не утренние темы: отношения между мужчинами и женщинами, вездесущий харассмент и неопределенный возраст. Последнее относится к героине Изабель: Ева существует словно бы вне цифры в паспорте, несмотря на то что в романе-первоисточнике Джеймса Хедли Чейза ей было около 30 лет. Саму Изабель этот факт не смущает. Актриса, которой в марте исполнится 65 лет, личным примером доказывает, что способна сыграть что угодно.
Изабель, как вам кажется, почему ваша героиня так привлекает мужчин?
Думаю, она интересна потому, что о ней никто ничего не знает. Даже я знаю о ней не больше вашего. (Улыбается.) С течением фильма мы узнаем, что Ева ведет двойную жизнь: у нее есть работа в эскорте и есть совсем другие отношения на стороне. Но Бертран-то не знает о ней ничего, кроме имени, и это его невероятно заводит. Думаю, поэтому многих мужчин так влечет к проституткам — в них есть тайна. Они видят лишь тело, макияж, красивый фасад, но никогда не знают, что за этим скрывается.
В фильме «Ева» перспективный драматург Бертран (Гаспар Ульель) знакомится с куртизанкой Евой. Ради загадочной новой подруги он забывает о своей невесте, тратит тысячи евро и готов пустить под откос свою карьеру. В российский прокат картина выходит 8 марта
Ваша героиня как раз говорит в фильме, что без макияжа чувствует себя некрасивой.
Потому что для нее это что-то вроде защиты, боевого раскраса. У нее есть целый образ для своей работы: черный парик, кожаная юбка, красная помада. Если подумать, мы все в некотором смысле надеваем маску для публичной жизни. (Улыбается.) И я тут не исключение.
В романе-первоисточнике Еве было около 30, а возраст вашей героини в фильме так и не называют…
Он здесь не принципиален. Если бы мы обозначили возраст, это сделало бы мою героиню более доминирующей в этих отношениях, подчеркнуло бы ее превосходство. Мы же сразу исключаем из этого уравнения вопрос, кто старше. Конечно, мы все понимаем, что у Евы за плечами больше опыта, чем у Бертрана. Но мы не педалируем эту тему, к тому же в нашем фильме нет стандартной схемы отношений «молодая девушка и мужчина постарше». И я очень рада, что Бенуа Жако решил снимать все именно так.
Это же ваша шестая совместная работа с этим режиссером?
Да, за столько фильмов мы с Бенуа уже успели изучить все достоинства и недостатки друг друга и теперь работаем в полном синхроне. А еще на площадке он позволяет мне делать все, что я хочу.
Он дает вам возможность импровизировать?
На этот счет мне нравится фраза театрального режиссера Боба Уилсона: «Актерская профессия и есть импровизация». Это не значит, что ты берешь сценарий и меняешь в нем каждое слово. Просто каждый дубль в кино мы играем по-разному. Я могу поставить руку на чашку так (показывает), а могу вообще не брать ничего в руки. А диалоги я менять не буду: я слишком ленива для таких импровизаций. (Смеется.)
Вы играли в десятках фильмов. Остались роли, которые хотели бы еще сыграть?
У меня никогда не было роли мечты. Зато я точно знаю, с какими режиссерами хотела бы поработать. Например, мне очень нравится творчество Андрея Звягинцева… и Пола Томаса Андерсона. У них бы я хотела сняться. Мне вообще всегда было важнее, с кем вместе работать, а не кого играть.
А хотели бы поработать с Кириллом Серебренниковым, которого вы поддерживаете?
Да. Я очень уважаю Кирилла и надеюсь: все то, что сейчас происходит, скоро закончится. И да, конечно же, я хотела бы с ним поработать. Кстати, однажды я уже снималась в России, в фильме «Наводнение» Игоря Минаева. Надеюсь, в будущем я смогу почаще приезжать в вашу страну по работе.
Изабель Юппер на Берлинале-2018
В этом году Берлинский фестиваль активно поддерживает движение #MeToo. Как вы относитесь к этому и к тем переменам, которые происходят в Голливуде?
Я считаю, что организаторы Берлинале правы как никогда. И что наконец-то люди говорят то, что давно надо было сказать. Браво, Берлин!
А Михаэль Ханеке, с которым вы не раз работали, к примеру, не одобряет перемены и даже называет движение против харассмента охотой на ведьм…
По этому поводу я отвечу так: сейчас идет серьезная встряска индустрии, при которой неизбежны столкновения с недовольными. Я считаю, что людям, движущимся в направлении перемен, надо обращать внимание на нюансы, а не делить все на черное и белое и не рубить с плеча. Например, не будем же мы запрещать всем обниматься и жать друг другу руки из-за боязни обвинений в харассменте. В этом случае, надеюсь, недовольных будет меньше. Я уверена, что перемены только к лучшему. Мизогиния — пренебрежительное отношение к женщинам — все еще присутствует в нашей жизни. Причем исходит она не только от мужчин, но и от женского пола. И нам всем нужно что-то с этим делать.
Практически всю свою жизнь вы играете в кино. Не думали, кем бы вы стали, если бы не актерская профессия?
Если бы мне задали этот вопрос еще лет 20 назад, я бы, возможно, сказала что-то вроде: «Даже не знаю, я ведь ничего больше не умею». Но сегодня… Если бы я не занималась актерством, то просто уехала бы отдыхать: ничего бы не делала, не жила бы в постоянной нервотрепке, переездах и съемках. Самое смешное, что я говорю вам это, а у самой все расписано на год вперед…
Но вы же можете уйти в любой момент?
Могу, но не хочу. Зачем отдыхать, когда жизнь преподносит мне столько замечательных предложений? Никто не заставляет меня, я занимаюсь актерской профессией из чистого удовольствия. Езжу на съемки то в Корею, то в Дублин, снимаюсь у Ханеке и Нила Джордана. И мне все это ужасно нравится.
Вероника Чугункина (HELLO!) и Изабель Юппер
Интервью подходит к концу, агенты актрисы хотят пригласить следующего журналиста, а Изабель что-то сосредоточенно ищет в телефоне. «Вы спрашивали меня про русских режиссеров. А знакомо ли вам такое имя, как Рената Литвинова? Я слышала, что она ставила спектакли в МХТ», — внезапно говорит актриса, зачитывая имя с экрана. Я согласно киваю и рассказываю о том, насколько известна у нас Рената. «Мне прислали сценарий к ее новому проекту, — уточняет актриса, — так что большое спасибо, что пояснили». Она жмет мне руку на прощанье, и я ухожу. Остается надеяться, что тот самый «новый проект» совсем скоро будет запущен в производство и в титрах фамилии Юппер и Литвиновой будут стоять рядом.
Сразу же после премьеры «Евы» в Берлине Изабель Юппер отправилась в Лондон на церемонию BAFTA (платье, Armani Prive; украшения, Chopard)