Мастер сентиментальной прозы Николас Спаркс — человек, который, как шутят в Америке, «был в постели с миллионами читательниц», в конце года посетил Москву, чтобы представить свою новую книгу «Дважды два», произвел фурор на автограф-сессии и дал интервью HELLO!
История его жизни словно сюжет для романа. Профессионально занимался бегом и мечтал об Олимпийских играх, но из-за серьезной травмы «сошел с дистанции» в 19 лет и увлекся писательством. У него до сих пор нет «Букера» и Нобелевской премии, но его книги и без этого издаются миллионными тиражами, переведены на 45 языков, по ним снято рекордное количество мелодрам: из 20 книг 11 стали фильмами.
Любовные истории Спаркс начал писать больше 20 лет назад, и первая же его книга — «Дневник памяти» — стала мировым бестселлером, а после была экранизирована в Голливуде. Все романы писателя переведены на русский, а последний — «Дважды два» — в этом году вышел в России.
В будущую жену Кэти Николас Спаркс влюбился с первого взгляда:
Мы познакомились в понедельник, а во вторник я сказал, что женюсь на ней.
Николас Спаркс с женой КэтиОн рано потерял родителей и младшую сестру. Эти темы — любовь с первого взгляда, потеря родных — кочуют из одного его романа в другой. Да и сам Николас — дружелюбный, с восторгом начинающий рассказывать про свой первый визит в Россию — в чем-то похож на героев своих книг. Как настоящий американец, он излучает непробиваемый оптимизм и на каждый вопрос отвечает шуткой. Почему не приезжал в Россию? «Потому что не звали». Как ему Москва? «Я здесь совсем не надолго, вчера встречался со своими читателями: милейшие люди, а девушки какие красивые. Может, стоит сделать одну из моих героинь русской? А после встречи сходил в Кремль, в «Зарядье», постоял на нулевом километре и отправил детям селфи (у Николаса Спаркса пятеро детей. — Ред.)». В общем, программу выполнил.
На встречу с Николасом Спарксом, которая проходила в одном из книжных магазинов Москвы, пришло несколько сотен его поклонницНиколас, все ваши книги в неожиданном для мужчины жанре: не детектив, не триллер, а именно история о любви…
На самом деле мои пробы пера были похожи на триллеры. Я люблю Стивена Кинга и первые две книги писал с оглядкой на него. К счастью, ни одна из них не была опубликована. (Улыбается.) Но без этих попыток я бы вряд ли смог написать в 28 лет свою первую любовную историю — «Дневник памяти». Помню, моя бывшая жена Кэти (Николас прожил в браке с ней 25 лет, а в 2015 году они развелись. — Ред.) рассказала мне историю любви ее бабушки и дедушки, и она меня вдохновила. А когда «Дневник памяти» был опубликован и стал популярным, я решил написать еще одну историю о любви, а затем еще… И так оно все и пошло: читателям подобный тип историй нравится, мне тоже — все довольны.
За 20 лет вы выпустили 20 книг. У вас бывает творческий кризис?
Каждый день! И справляюсь я с ним по-разному. Иногда нежелание писать означает, что роман зашел в тупик и нужно остановиться. Я начинаю редактировать предыдущие страницы — и в итоге нахожу решение. А иногда кризис — сигнал, что ничего уже не изменишь и лучше начать новую книгу. Тогда я берусь за другой сюжет и к старому больше не возвращаюсь.
Рейчел Макадамс и Райан Гослинг в фильме «Дневник памяти», 2004 год
Ченнинг Татум и Аманда Сейфрид в фильме «Дорогой Джон», 2010 год
Лиам Хемсворт и Майли Сайрус в фильме «Последняя песня», 2010 годСчитается, что женщины более чувствительны, эмоциональны. Как автор, который пишет о чувствах, что вы об этом думаете?
По-моему, это большое заблуждение. Посмотрите на русскую литературу: Пушкин, Толстой и Достоевский как-то справлялись с описанием чувств. Пол автора не имеет значения, важно лишь то, насколько хороша книга. Одна из самых популярных писательниц мира Джоан Роулинг прекрасно пишет и детективы, и романы. А люди могут говорить что угодно.
Вы поклонник Пушкина и Достоевского?
Я читал их романы. А когда учился в финансовом университете и ходил на писательские курсы, прочел «Лолиту» Набокова, и она меня поразила. Эти курсы помогли мне понять одну вещь: если в английской литературе всегда во главе сюжет, а во французской — характеры, то для русских важнее всего масштаб. Вы всегда пишете о сильных чувствах и больших трагедиях. И делаете это превосходно.
Николас Спаркс в съемке HELLO! в МосквеВ ваших романах тоже есть трагедии, но при этом все герои — хорошие, добрые и достойные люди.
И я действительно верю, что в большинстве своем люди именно такие. Понимаю, что плохого в этой жизни тоже хватает, но оно меня не интересует. У нас у всех бывали неудачи и испытания. Я рано потерял родителей и младшую сестру, но, уверен, у каждого второго похожая история. Так зачем мне концентрироваться на плохом, если я могу написать о чем-то хорошем и помочь моим читателям справиться с трудностями?
Еще одна черта ваших героев — они все довольно старомодны: не пользуются соцсетями, редко звонят по телефону, а иногда даже пишут любовные письма.
Потому что я сам люблю писать любовные послания: когда-то именно с них начались наши отношения с Кэти. А техники я избегаю намеренно: она датирует происходящее, а мне хочется видеть свои истории вне времени.
А как вы относитесь к современным приложениям для знакомств?
Если действительно хочешь отношений с каким-то человеком, ты должен быть с ним в реальности: не по телефону, не в приложении, а смотреть ему в глаза, сидеть перед ним и разговаривать. Но как ты придешь к этому — через «Тиндер», при помощи слепого свидания или знакомства на улице — уже неважно.