Карточки PECS

0
1620

В современном обществе всё большее значение приобретает альтернативная и аугментативная коммуникация (ААК), оказывающая помощь людям с нарушениями речи. Одной из ключевых систем в этой области является PECS — система обмена картинками.

PECS была разработана в 1985 году в США специалистами в области образования и психологии Эндрю Бонди и Лори Фрост. Основная задача PECS — помочь людям, имеющим трудности с выражением мыслей и чувств через традиционную речь, улучшить свои коммуникативные навыки.

PECS использует набор изображений или символов, которые пользователь может обменивать на желаемые предметы или действия. Этот подход помогает обучать навыкам самостоятельной коммуникации без необходимости применения сложных технологий или аппаратуры.

Важно отметить, что карточки пекс не просто предлагают новый способ общения. Этот метод разработан с учетом особенностей когнитивного развития и уровня понимания каждого отдельного пользователя. Это делает PECS универсальным и применимым для людей разных возрастов и с различными заболеваниями.

Принципы работы с PECS

Принципы работы с PECS достаточно просты, но в то же время продуманы и эффективны. Этапы обучения этой системе устроены таким образом, чтобы способствовать последовательному развитию коммуникативных навыков.

Первый этап — это обмен одной картинкой на желаемый объект или действие. Пользователь отдаёт картинку помощнику и в обмен получает то, что отображено на карточке. Это формирует основную связь между использованием картинки и получением желаемого.

Далее по мере прогресса в обучении, пользователь начинает соединять картинки в простые предложения. Это помогает в формировании более сложных запросов и выражении собственных мыслей.

Каждая карточка в PECS представляет определённый объект, действие, эмоцию или идею. Набор картинок может быть индивидуализирован в соответствии с потребностями пользователя.

Огромное количество готовых карточек можно найти в интернете. Также родители или специалисты могут создать свой уникальный набор, используя фотографии или изображения, которые особенно значимы для конкретного человека.

Применение карточек PECS

Система обмена картинками PECS применяется в различных сферах и используется для обучения самым разным категориям людей. Хотя PECS изначально разрабатывалась для детей с аутизмом, её успешно применяют и для обучения взрослых, людей с нарушениями речи, слуха, интеллекта, а также детей, у которых общение на словесном уровне пока не сформировано.

В образовательных установлениях PECS используется в качестве дополнительного инструмента, помогающего индивидуализировать обучение и облегчить взаимодействие между учителем и учеником. Карточки PECS могут помочь детям выразить свои мысли и желания, участвовать в классных дискуссиях и лучше понимать материал.

Для родителей PECS — это инструмент, который помогает улучшить связь с ребёнком в домашней обстановке. С его помощью можно облегчить повседневные ситуации, такие как приём пищи, смена одежды или подготовка ко сну, а также помочь ребёнку выразить свои эмоции и желания.

В медицинских учреждениях и центрах реабилитации PECS применяют для поддержания и улучшения коммуникативных навыков пациентов с различными заболеваниями, в том числе после инсультов, травм мозга, или при заболеваниях, вызывающих нарушение речи, таких как болезнь Паркинсона или алалия.

Важно отметить, что PECS не заменяет обычную речь, а служит дополнительным инструментом общения, который может использоваться параллельно с обучением речи или другими методами ААК.