Как психоэмоциональное развитие ребенка влияет на его интеллект?

0
787

К моменту, когда в жизни малыша начинается период активного обучения, далеко не каждый дошкольник психически готов к переменам. Большие умственные нагрузки, строгий распорядок дня, многочасовые уроки могут привести к стрессу, который оказывает влияние на психику ребенка.

В то же время проблемы в обучении начальной школе чаще всего возникают как результат ошибок, нарушений в психическом развитии ученика в дошкольном возрасте. Речь идет о незначительных отклонениях, которые в повседневной жизни могут оставаться невидимыми для родителей, педагога, врача и проявляются только при определенных обстоятельствах. Наличие такой проблемы служит препятствием для эффективного обучения и комплексного развития интеллекта. Вот почему родителям нужно знать особенности психоэмоционального развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, понимать эмоциональную основу детских поступков, успехов и неудач.

Содержание:

  1. Психическое развитие ребенка: распространенные нарушения
  2. Как повлиять на психоэмоциональное развитие ребенка?
  3. Эффективное развитие психики ребенка в системе комплексного умственного развития

Психическое развитие ребенка: распространенные нарушения

В период 5-11 лет активно развивается не только ум, но и эмоциональная сфера малыша. В палитре детских чувств появляются новые эмоции, и далеко не все они положительные. Переживание эмоций формирует определенное психоэмоциональное состояние ребенка. И если это отрицательный опыт, то и последствия будут негативные.

По каким признакам можно понять, что у ребенка нарушение развития психики:

  • вредные привычки — ребенок, когда волнуется, теребит волосы, грызет ногти, часто моргает;
  • высокая расторможенность (гиперактивность, слабая концентрация внимания);
  • появление тревожности, зажатости, страхов;
  • апатия;
  • частые и резкие перепады настроения, неспособность управлять своими эмоциями, поведением в моменты возбуждения;
  • трудности социальной адаптации.

Любой из перечисленных симптомов говорит о ЗПР (задержке психического развития) школьника.

Как повлиять на психоэмоциональное развитие ребенка?

Причины отставания в развитии центральной нервной системы детей — это чаще всего наследственные, а в некоторых случаях — социальные факторы. Однако большинство нарушений можно не допустить или откорректировать уже на этапе дошкольной подготовки.

Что важно?

  • Развивать малыша физически. Он должен много двигаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе. Физическая активность влияет на эмоциональный и умственный тонус.
  • Развивать интеллект, познавательные навыки, то есть не просто давать знания, а работать над развитием памяти, концентрации, воображения, способности к логическим умозаключениям и других мыслительных функций мозга.
  • Ознакомить будущего школьника с правилами школьного обучения, постепенно переводить на новый жизненный режим. Тогда при поступлении в школу он будет и физически, и психологически готов к переменам.
  • Учить интересно, без принуждения, избегая негативной оценки действий ученика. Эмоциональное восприятие ребенком обучения, успехов, ошибок прямо влияет на его эффективность.
  • Развивать творческий интеллект — образное мышление, мелкую моторику. Пользу принесут музыкальные, художественные занятия, которые обучают детей выражать свои эмоции посредством творчества.
  • Любить ребенка, относиться к нему с уважением. Отношение родителей к малышу и окружающим, личные убеждения, поведение в разных жизненных ситуациях формирует нравственные качества, ложится в основу детских взаимоотношений с окружающим миром.
  • Развивать навыки коммуникации.

Развитие детей состоит из множества связанных между собой звеньев. Его можно сравнить с пазлами, где выпадение одного элемента нарушает целостность всей картины. Правильное эмоциональное развитие ребенка всегда органично связано с физическим, нравственным, интеллектуальным, эстетическим, социальным воспитанием.

Эффективное развитие психики ребенка в системе комплексного умственного развития

Дошкольникам и школьникам с ЗПР полезны занятия на развивающих курсах для детей. Гиперактивность, медленное восприятие, слабое внимание и неусидчивость — все эти проблемы решаются с помощью правильных умственных нагрузок. Как справляется с задачей психоэмоционального развития Школа ментальной арифметики Соробан® в России:

  • заботится о том, чтобы учеба доставляла детям радость;
  • тренирует ум: внимание, память, мышление, скорость восприятия, навыки быстрой и эффективной работы с информацией;
  • часто чередует активные игры с умственной работой, требующей предельной концентрации;
  • помогает ученикам добиваться успеха, стать увереннее;
  • создает комфортную атмосферу, помогает детям в налаживании дружеских отношений, социализации;
  • поощряет и мотивирует.

Развитие психики ребенка — это не высшая математика. Да, это трудный, длительный процесс, но любящие родители при поддержке внимательных педагогов обязательно найдут правильный подход к маленькому ученику и помогут ему стать цельной личностью.