Чайковский и Большой театр

0
1732

Государственный академический Большой театр – эти слова заставляют трепетать сердца поклонников и служителей разных видов искусств. Первые мечтают попасть на представления, а вторые хотя бы раз сыграть на сцене. Это неудивительно, ведь в нём работает несколько трупп, которые дают балетные, театральные и оперные представления. Если бы семь греческих муз существовали сейчас, все они, кроме Урании, покровительницы астрономии, собирались на каждый показ. За ними можете последовать и вы, если решите купить билеты в Большой театр.

Но при чём здесь Пётр Ильич Чайковский, скажете вы? История создателя самого великого балета знаменитого композитора и его жизни неразрывно связаны. Пётр Ильич уже на заре своей деятельности получил признание в музыкальных кругах. Практически все его произведения исполнялись на сцене Большого театра, некоторые полностью, другие частично, а третьи были специально написаны по заказу руководителей этого Храма искусства. Мы не будем писать о каждом из них, а расскажем только об операх и балетах.

«Воевода»

Первая опера Чайковского была написана в 1868 году, в Большом театре сразу же получила признание у зрителей и критиков, но автор остался ею недовольным, и была причина. Несмотря на прекрасную музыку, произведение отличалось слабой драматургией. Позднее оперу восстановили, но недостаток устранить не удалось.

«Опричник»

Премьера «Опричника» состоялась в Мариинском театре, и уже через год постановку показали в Большом. С тех пор произведение неоднократно было поставлено на подмостках Храма искусства, последний раз в 1999 году.

История «Лебединого озера»

Этот балет был революцией во всех смыслах. Начнём с того, что именитому композитору дирекция императорских театров сделала предложение, которое можно назвать неприличным. Известные признанные музыканты считали написание балета занятием, которое ниже их положения и не приличествует серьёзным людям. Неожиданно для всех, и скорее всего, даже для заказчика, Чайковский принял предложение. Он писал музыку к заказу со всей страстью и вдохновением, на которые был способен, но первая постановка символа балетного искусства в Большом театре в 1877 году с треском провалилась из-за слабой режиссуры.

Несмотря на провал, спектакль давали ещё несколько лет, не особо надеясь на успех, пока не была создана третья постановка, для которой полностью было переделано либретто, а за ним появилась и новая хореография. Эта версия «Лебединого озера» от Л. Иванова в настоящее время считается классической и поклонники балета всегда стараются увидеть её на сцене, если есть хоть малейшая возможность.

«Евгений Онегин»

Несмотря на провал «Лебединого озера», следующая опера Чайковского была поставлена на сцене Большого уже в 1879, произведение написано по сюжету известного романа в стихах А. С. Пушкина.

«Орлеанская дева» и другие

Опера ни разу не была поставлена в Театре при жизни композитора, впервые зрители увидели её на сцене великого русского Храма искусства только в 1990 году. Возможно, дело в сложности партии солистки, для которой требуется владение двумя голосами (драматическим сопрано и меццо-сопрановым центром).

После «Орлеанской девы» композитор написал ещё несколько опер, каждая из которых появилась на подмостках российского храма Мельпомены уже через 1–2 года после появления:

  • «Мазепа» (1883);
  • «Черевички» (1885);
  • «Чародейка» (1887).

Затем зрители увидели «Спящую красавицу», а после неё поклонники творчества композитора услышали «Пиковую даму» (1890) и «Иоланту» (1891). Не всегда премьеры были на сцене Большого театра, но в течение нескольких лет представления показывались в нём. Наконец, свет увидел «Щелкунчика» (1892), музыка из которого сопровождает новогодние праздники по сей день. В Большом балет был поставлен только в 1919 году, к сожалению, выход великого произведения совпал с тяжёлыми потрясениями в Российской империи.