Гильермо Дель Торо о фильме «Форма воды», монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

0
969

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Обладатель «Золотого глобуса — 2018» за лучшую режиссуру Гильермо дель Торо уверен: его жизнь спасли кино и монстры. О страшных сказках, новом фильме «Форма воды», который вышел на экраны российских кинотеатров 18 января, и многом другом режиссер рассказал HELLO!

Вы можете не знать, как он выглядит, но хотя бы раз видели в кино чудовищ, которых породило сознание Гильермо дель Торо. Демон ада Хеллбой из одноименного фильма, призраки из триллера «Багровый пик», гигантские существа кайдзю из блокбастера «Тихоокеанский рубеж»… Всех созданий придумал этот добродушный упитанный мексиканец, похожий на Санта-Клауса. Нездешних существ Гильермо видел в своих снах с самого детства, зарисовывал их в тетрадках, а в восемь лет начал снимать про них фильмы на отцовскую камеру Super 8. С тех пор с кинокамерой он не расстается.

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Режиссер Гильермо дель Торо на съемках «Формы воды» с актрисами Октавией Спенсер и Салли Хокинс

Новая работа Гильермо дель Торо «Форма воды», отмеченная на прошедшем «Золотом глобусе» двумя наградами, — это тоже история из детства. «В шесть лет я увидел фильм «Создание из Черной лагуны» (американская лента 1954 года. — Ред.) и пропал, — начинает рассказ режиссер. — В картине морское создание преследует девушку Кей, и мне очень хотелось, чтобы в финале они оказались вместе. Но этого не произошло. И вот спустя столько лет я рассказываю свою версию этой истории».

Неизвестно, как повернулась бы жизнь мексиканского режиссера, если бы он увидел фильм «Человек-амфибия». Но еще во время триумфа «Формы воды» на кинофестивале в Венеции Гильермо, отвечая на вопросы российских журналистов, признался: советской классики об Ихтиандре он не видел. В его «Форме воды» другие герои: немая уборщица и необычный монстр — то ли человек, то ли рыба. История красавицы и чудовища — на новый лад.

Гильермо, вы, мастер хорроров, неожиданно сняли романтическое кино. Сложно было получить деньги на историю о любви женщины и «рыбы»?

На самом деле — и я был этому приятно удивлен — особых проблем с финансированием не возникло. Ну, разве что я отказался от своей зарплаты, но это такие мелочи. (Смеется.) Просто я был честен со студией, выпускающей фильм: сразу сказал, кто мои герои, упомянув, что в истории даже будет секс. И я хотел сделать кино черно-белым, но студийным боссам удалось меня переубедить: во-первых, они предложили больше денег для цветного кино (смеется), а во-вторых, резонно заметили, что в монохромном варианте картина растеряет часть обаяния. В общем, мой фильм так и не превратился в артхаус.

Немота героини — осознанный вызов? Ведь без слов сложно показать, что она чувствует…

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Главная героиня фильма «Форма воды», немая уборщица Элайза, работает на секретном научном предприятии. Однажды она случайно видит одного из подопытных — некое существо, похожее на человека и рыбу одновременно, и эта встреча кардинально меняет ее жизнь. В роли Элайзы — британская актриса Салли Хокинс

Я старался передать зрителю то, какая она, через детали. Например, в начале фильма мы узнаем, что она живет над кинотеатром, что ей нравится танцевать, смотреть мюзиклы и готовить еду для своего пожилого соседа. Все это говорит о том, какая Элайза, лучше любых слов. Люди привыкли думать, что актер — это тот, кто не просто хорошо выглядит, но и может сказать что-нибудь меткое, запоминающееся. Но на самом деле куда лучше, когда актер может выразить эмоцию не голосом, а мимикой, взглядом, жестами. Салли Хокинс, которая исполняет роль Элайзы, с этой задачей справляется. А еще Салли красивая, что пошло истории только на пользу. В последнюю очередь мне хотелось рассказывать про несчастную дурнушку, которая встречает принца, и ее жизнь преображается.

У вас был кастинг на эту роль?

Я сразу предложил роль Салли и был в этот момент ужасно пьян. (Смеется.) Дело было в 2016 году: сначала я позвонил ее агенту и сказал, что пишу роль специально для Салли. А затем мой друг Альфонсо (мексиканский режиссер Альфонсо Куарон, автор фильма «Гравитация». — Ред.) позвал меня на вечеринку после «Золотого глобуса». Я отбивался как мог, но Альфонсо настаивал: «Будет весело, мы напьемся, придет Алехандро (мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, автор картины «Выживший». — Ред.)». Я ненавижу пить, но с этими ребятами готов напиваться хоть каждый день! А поскольку я очень крупный, мне для опьянения нужно немало алкоголя. Я пришел на вечеринку, заказал в баре 14 шотов текилы, выпил залпом — и мне стало хорошо. Я понял: лучше про­ветриться, чтобы не натворить чего-нибудь, но тут увидел Салли. «Это ты! — закричал я. — Я как раз пишу для тебя роль, ты влюбляешься в человека-рыбу!» (Смеется.) Бедная Салли успела сказать только: «О, круто!» — и я ушел. Ума не приложу, как она в итоге согласилась сниматься.

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Ричард Дженкинс и Салли Хокинс

Действие картины происходит в 1962 году во время холодной войны. При этом многие события очень актуальны.

Потому что между сегодняшним днем и тем временем действительно можно поставить знак равенства. Сегодня американский президент говорит: «Давайте вновь сделаем Америку великой». А в 60-е годы этим занимались Джон Кеннеди и Линдон Джонсон, которые делали все, чтобы их страна называлась сверхдержавой. Расизм, шовинизм, гомофобия — это процветало тогда и присутствует в нашей жизни до сих пор. Так что, увы, рассказанная в «Форме воды» история — про то, как люди нетерпимы к тому, кто не похож на них, — из разряда вечных.

Кажется, эта тема для вас очень болезненна.

Я же мексиканец, живущий в США, то есть «понаехавший», и часто сталкиваюсь с неприязнью со стороны американцев. Недавно меня в Лос-Анджелесе остановили полицейские. Увидев в водительском удостоверении, что я из Мексики, они придирчиво задавали вопросы. Были случаи, когда я спрашивал в магазине: «Сколько это стоит?» — и мне отвечали: «Вы не сможете позволить себе купить это». Я рассказываю вам, чтобы показать: расизм и враждебность к иммигрантам начались не с планов Трампа построить на границе стену. В каком-то смысле эта стена была всегда.

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Майкл Шеннон в роли Ричарда Стрикленда в фильме «Форма воды»

Вы никогда не хотели вернуться на родину?

Я думал об этом. И если бы моего отца не похитили в 1997 году бандиты, я бы, может, и вернулся (похитители Федерико дель Торо потребовали от Гильермо выкуп, в итоге он заплатил сумму вдвое больше запрошенной, после чего их семья переехала в Америку. — Ред.). Сейчас в Мексике мне находиться опасно: люди, которые совершили похищение, все еще на свободе. За себя я не боюсь, но у меня семья, две дочки, я беспокоюсь об их безопасности.

Возвращаясь к фильму. Как журналист из России, не могу не спросить: в картине появляется персонаж с фамилией Михалков, которая в нашей стране довольно известна…

Хотите узнать, назвал ли я его в честь режиссера Никиты Михалкова? (Улыбается.) Нет, это был случайный выбор. Но я уважаю и очень люблю Никиту и как-то даже участвовал в конкурсе Московского кинофестиваля. Что касается русских персонажей. У нас есть русские шпионы, которые следуют указаниям своего государства, — такие плохие парни. И есть шпион, который действует по совести, — он парень хороший. Национальность здесь не имеет никакого значения. И поэтому никогда нельзя определять людей по национальному признаку, например, утверждать, что все мексиканцы — наркоторговцы. Хотя некоторые, чего уж греха таить, как раз такие. Просто не бывает только черного и белого — наше кино именно об этом. Люди неоднозначны, несовершенны — тем и прекрасны.

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

Кадр из фильма «Форма воды»

И еще один вопрос на актуальную тему. В начале карьеры вы сотрудничали с братьями Вайнштейн. Как относитесь к скандалу с домогательствами Харви Вайнштейна, о которых в Голливуде только и говорят?

Мне повезло — я слишком далек от светской части кинобизнеса: не хожу на премьеры, приемы, ни с кем не контактирую. Когда я делал с компанией Вайнштейнов свой фильм «Мутанты», то общался в основном с Бобом, так что дать характеристику Харви не могу. Но я думаю, такие вещи, как злоупотребление властью и отсутствие равноправия между мужчинами и женщинами, присутствуют во всех сферах жизни, не только в кино. Эти явления давно и прочно вписаны в нашу культуру, я вижу их каждый день. И меня очень радует, что наконец-то жертвы этой системы решили рассказать о том, о чем молчали долгие годы. Это значит, что предпринимаются какие-то действия, меняется расстановка сил, меняется сама система. А перемены — всегда к лучшему.

Гильермо Дель Торо о фильме "Форма воды", монстрах в своей голове, семейной драме и дружбе с Никитой Михалковым

«Каждый фильм — это в каком-то смысле сделка с дьяволом: три года жизни в обмен на новый труд» — такими словами отметил Гильермо дель Торо свою победу на «Золотом глобусе»